Левчикова Полина Эдуардовна, музыкальный руководитель

Значение музыкального воспитания в детском саду

Музыка влияет на все сферы развития ребенка, в том числе и на интеллектуальную. В исполнительстве  ребенок выражает своё отношение к окружающему миру. Не случайно, занятия математикой в пифагорской школе проходили под звуки музыки повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаёт фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

Музыка в повседневной жизни детского сада часто звучит во время игр, на развлечениях и праздниках, прогулках и экскурсиях.

Традиционно в детском саду принято выделять четыре формы организации музыкальной деятельности:

- музыкальные занятия,

- самостоятельная музыкальная деятельность детей,

- музыка в повседневной жизни

-  праздники и развлечения

 Быт ребенка обеднеет, если исключить музыку. Это еще раз подтверждает большую силу ее воздействия на человека и возлагает особую ответственность на педагогов, родителей за правильную организацию музыкальной среды, необходимой для полноценного развития ребенка, становления его личности.

Большой место в жизни детского сада занимают праздники, развлечения, досуги. Праздники дети ждут с нетерпеньем, готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками и с помощью взрослых. Праздники для детей и развлекательны, и познавательны. На них нужно детей не только развлекать и заинтересовать, но и дать возможность быть главными героями – участниками, чтобы они рассказывали стихи, пели песни, танцевали и играли на музыкальных инструментах.

В музыке раскрываются музыкальные способности, творческий потенциал ребёнка заложенный в нём.

«Музыка – могучий источник мысли.

Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие». Б. А. Сухомлинский

 Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности.

  Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

  Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной музыкальной деятельности.

 

 Формы музыкальной деятельности

Пение

Пение является самым массовым и доступным видом исполнительства. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки.

 Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст. Пение наиболее близко и доступно детям.

 Пения влияет на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

 

Театрализация

  Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.

Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах, драматизацию.

В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности.  Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

Музыкально - ритмические движения

 

Танец – один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Основой танца является музыка, а разнообразные физические упражнения, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

  Движения под музыку издревле применялись в воспитании детей (Древняя Индия, Китай, Греция).

2 апреля 2019 в 13:58

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.